pro100_petrov (pro100_petrov) wrote,
pro100_petrov
pro100_petrov

Categories:

О сериалах. Путано и много.


На карантине не удержался от соблазна посмотреть грешный "ящик". Сериалы. Теперь имею сказать пару слов за три из них
Все три сериала можно обозвать клонами друг друга. Хотя, на мой взгляд, правильнее говорить о появлении нового киножанра, где есть свое пространство, сюжетные повороты и свой набор персонажей. Вестерн же не представим без шерифа, индийский фильм - без танца, фильм ужасов - без ужаса. Так и тут есть не плагиат, но правила.
Они такие:
Действие происходит в период после Великой Отечественной, в диапазоне от 1945-го до второй половины пятидесятых, в то самое лихое время послевоенной преступности, которое воспел еще Говорухин. Главный герой - сыщик. Он одинок и с трагически-героическим прошлым, в котором есть место войне и/или репрессиям. У него есть любовь, с которой он в сложных отношениях, но к концу сериала или все налаживается, или есть шанс, что все наладится. У него непростые отношения и с начальством, среди которого есть понимающий дядька, а есть и вполне себе злыдень. Есть профессиональные преступники. Среди них имеются беспредельщики и чуть в стороне от них - умудренный опытом криминальный авторитет. Вор в законе. Он может сыщику даже помочь, потому что не любит беспредела. Но профпреступники из советской малины - это не главные враги сыщика. Главгад сериала - фашистский недобиток. Он хитёр, жесток и по нему хрен поймешь, что он - несоветский человек. И еще он связан с Центром. Закон жанра: фашистские недобитки в "холодной войне" воюют за Запад. Впрочем, что это за Центр такой по сериалу непонятно. Он отсутствует как сущность, чем жанр отличается от советского шпионского кино, где обязательно есть какой-нибудь злобный мистер Джон Ланкастер-Пек, состоящий в сговоре с фашистской агентурой.
Итак, что же это за три сериала? Это "Ликвидация", "Черные кошки" и "Крик совы". О них и напишу.



"Ликвидация", конечно, стала классикой отечественного сериала и в жанре-без-названия это, на сегодняшний день - лучшая работа. Всё там на месте - и юмор, и одесский колорит, и актерская игра. Ни одной ошибки с выбором исполнителей! Главный герой харизматичен. Причем, на столько, что этому Гоцману прощаешь даже его речь. Русский Машков с правильным московским произношением говорит по-одесски - и это почему-то выглядит органично. Понравился мне также Фима в исполнении Маковецкого. Говорят, эту роль должен был играть Андрей Краско, но что-то не сложилось. На мой взгляд, к счастью не сложилось. Оказывается (я и не знал) Краско во время съемок умер. Он сыграл бы Фиму, по-моему, хуже. Не так, как надо. Из Краско получился бы Фима не из доброго анекдота, а из питерской (не одесской) подворотни. Престарелый уставший от жизни карманник. В результате роль получилась бы слишком трагической, а это бы все испортило.

Что в фильме плохо? Сценарий. Финал. Развязка сюжета. Это всем в глаза бросилось, и я тоже не могу это не отметить. В основу самой истории положена расхожая одесская легенда о том, как Жуков навел в городе порядок, покончив с разгулом бандитизма. Ну вот почему бы сценаристам не остаться в рамках этой легенды? Пусть бы бывший немецкий разведчик "Академик" возглавлял обычную банду, чья цель - награбить побольше и свалить за кордон. Зачем в финале нужно городить это планов громадье? Какие, на фиг, в 1946 году "повстанцы" под Одессой? Тогда бандеровцы даже не во всей Западной Украине были. А уж на юге они и подавно отсутствовали. Помнится, режиссер говорил о каких-то "повстанцах" из Молдавии. Но тоже бред: их там было слишком мало. Это в Румынии имелось действительно мощное вооруженное антикоммунистическое сопротивление. Тем не менее, ни румыны, ни молдаване не пошли бы на штурм Одессы и в страшном сне.

Да и по сериалу всё это "подполье" местное. Да даже если оно действительно есть, замысел хитрого "Академика" какой-то дурацкий. Захватить Одессу! Чтобы что? Чтобы там всё это подполье положили? Неужели нельзя было придумать для этих "повстанцев" какую-то осмысленную цель? Убить Жукова, скажем. Это ж куда осуществимее, чем "поднять всю Украину на борьбу с коммунистами" - так, вроде, объяснял необходимость захвата города "Академик", тем самым заставивший зрителя гадать, а точно ли он суперразведчик? Может, клиент дурдома? Или, я не знаю, Бэтмен и Джокер в одном лице? Хорошее кино под самый конец испортили комиксовщиной. Только из-за этого сериалу ставлю вместо пятерки мою субъективную пятерку с минусом.
_____________________________________________________________________________________

"Черные кошки" чувствуется, что снимались под сильным влиянием "Ликвидации". Отсюда - еврейский вор в Ростове, в исполнении Смирнова. Мне эта роль понравилась. А вот главный персонаж, на мой взгляд, подкачал. Павел Деревянко - это гуд, но не зер гуд, как Машков. Бывший боец разведроты, суперпуперспецназовец, дошедший до Берлина, должен быть героичен не только лицом, но и телом. А Деревянко - глиста в скафандре не Рэмбо. Далеко не Рэмбо. Поражаешься, как же это он главного злодея в финальной битве победил. Тот его на голову выше, да и покрепче.

Вот, кстати, о злодеях. Линия немецких диверсантов проработана куда лучше, чем в "Ликвидации" и не идёт совсем-совсем вразрез с исторической правдой. Понятно, чего они в Ростове делают.
В окрестностях города во время войны немцы готовили испытания прототипа водородной бомбы (ну, допустим). Ничего не получилось из-за того, что командование не оценило перспективность самой идеи этого оружия (таки реальный факт: значимость подобных разработок Гитлер и его окружение действительно не поняли и некому им это было, к счастью, объяснить, потому что толковые физики еще до войны в Америку уехали).
Неудачный прототип бомбы не был полностью вывезен, плутониевый стержень остался в Ростове, в тайнике - Советы быстро наступали, и сами немцы не очень-то хотели с этой бесполезной штукой возиться.
И вот теперь, в 1947 году, американцы нанимают оставшихся бойцов легендарной дивизии "Бранденбург-800" (ее боевой путь, как известно, сильно мифологизирован в послевоенное время или уж, формулируя по другому, относится к числу дискуссионных моментов Второй мировой), чтобы они прототип вернули. Все ж таки "холодная война" в самом начале, о том, что Советы хотят получить свою супербомбу за океаном известно. Мало ли что? А тут еще в Ростове крупнейшие в СССР лагеря немецких военнопленных (что опять-таки реальный факт), которых вот-вот начнут репатриировать, а следовательно - дополнительно проверять. Значит, есть вероятность, что советские "органы" найдут находящегося в плену под чужой фамилией и с чужой биографией гениального немецкого физика, который эти самые разработки водородной бомбы возглавлял.
Соответственно, у бойцов "Бранденбурга" еще одна задача: найти физика первыми и или вывести его, или убить, чтоб Советам не достался. Для американцев это - чистая сделка (вы нам - физика и прототип бомбы, мы вам - миллион долларов), для немецких диверсантов - может, тоже сделка, может, правда часть хитрого плана по использованию добытого в интересах возрождения нацистской Германии (так, по крайней мере, говорит главный диверсант физику и врет он, или нет из сериала не ясно). Всё логично.

Немцы мне в фильме больше всех понравились. Вроде, всё сценаристы сделали, чтоб они предстали главгадами. Они даже в конце сериала ребенка убивают, и это ужасно, пусть даже дитё - малолетний урка. Но что-то в них есть симпатичное. Несимпатичен секретарь райкома: глупый, тщеславный и коррумпированный. Не нравится мгбешник - потому что подлец по должности и со знанием дела рассуждает о том, как женщин допрашивать и пытать. А немцы какие-то негодяи со своей правдой. Почти как советская малина и одесский вор.

Конечно, немцев здорово "очеловечивает" секретарша первого секретаря - она же законспирированная шпионка. У Ольги Ломоносовой, которая ее играет, на мой взгляд, только первая часть этой роли получилась. Женственная секретарша, в которую влюблены все и вся (она же - несчастная баба, коей по долгу службы надо быть не с любимым Карлом Ланге, а походно-полевой женой дурака-первого секретаря) сыграна замечательно. А преображение в холодного убийцу вышло не очень. Добрая, видать, эта Ольга Ломоносова. Слишком добрая для такой роли.

Еще мне в фильме не понравилась попытка придать Ростову одесский колорит. Так как заставить ростовцев говорить "ша" и "таки да" было бы совсем перебором, непонятное южное там символизирует блатная "феня", на которой изъясняются уголовники. Говорят на ней так много, что не сразу поймешь, чего они вообще говорят. Что за "медведок", "мальчик", "прохоря" и так далее, надо догадываться. Хочется все время переспросить "чего он сказал", как переспрашивает у советского урки неразумный немецкий диверсант. К попытке найти эрзац-замену одесскому колориту, наверное, стоит отнести милиционера-армянина. Он говорит с кавказским акцентом, с добавлением "джян" и "ара, да", только кепки-"аэродрома" для полноты образа не хватает. На мой взгляд, какая-то совсем чушь. Временами еще как-то к месту, но порой прямо раздражает.

И, конечно, подкачало название. "Черные кошки". Это же тоже словосочетание-легенда, но легенда послевоенного уголовного мира или подростковой криминальной субкультуры. Так себя банды называли или косящие под бандитов дворовые компании. Причем тут диверсанты? Тем более, что в сериале очень невнятно объяснено, откуда название и что за "Черные кошки".
В общем, сериал на четверку.
____________________________________________________________________________________

"Крик совы" из всех трех сериалов - самый мрачный. В нем другая эстетика. Здесь не южный весенне-летний послевоенный город, здесь осенний райцентр Остров Псковской области 1957 года. Безрадостная провинция, где начинающееся хрущевское время - не оттепель и не стиляги, а грязь, нищета, преступность и пьянство. И трагическое прошлое, которое оставило чуть ли не у всех жителей города свои скелеты по шкафам. Во время войны город был под немцами. Местные жители кто на них работал, кто не работал, кто воевал, кто сидел, кто сейчас по лесам прячется, бандитствует, кто бандитов ловит, сам от них отличаясь тем, что - вот так карта легла, что один здесь, другой там. Сюда-то и приезжает КГБшный следователь, чтобы расследовать странный случай: раненный милиционер в бреду вдруг заговорил на чистейшем немецком.

Надо сказать, что детективный сюжет в этом сериале закручен лучше чем в двух других. До конца не понимаешь, кто есть кто. И сам главный герой (его играет Пускепалис, более известный как режиссер, а не актер, что зря, ИМХО), по-моему, в образ вписался лучше, чем вписались в свой Деревянко и Машков. Положительный следователь. Удивительное дело, что КГБшник: в двух других сериалах главный положительный герой все-таки мент. КГБ в сериале - хорошее, пусть и очень относительно. Того же самого не скажешь про советскую малину. Уголовники в фильме - сплошные бэд гайз, безо всякого намека на симпатию. Может, только бандитки чуть лучше своих мужиков, но и то тоже относительно. Что касается главного гада, то он сделан не суперменом, работающим на зло (как в двух сериалах). Он маньяк, ни больше, ни меньше. И дан в конце намек, что такой вполне мог, если бы обстоятельства по другому сложились, и на НКВД работать. То есть на всё то же КГБ. Идея сериала: бывают ужасные люди и бывают ужасные времена, которые делают людей ужасными. Поэтому не надо таких времен и не надо скелеты из шкафов доставать.

Сам сериал оценивать не берусь. Он хороший, но, скажем так, специфический. Оценю только актеров (всем - пятерки, а Мерзликину и Пускепалису - даже пятерки с плюсом) и сценарий. В сценарии есть, конечно, неувязочки некоторые. Подчеркиваю: не несуразности, а неувязочки. Главное, что бросилось в глаза - пресловутый "немецкий паспорт", без которого, якобы, нельзя перейти границу, даже если тебя переводит некая западная разведка. "Немецкий паспорт" (это, кстати, какой? ФРГ? ГДР? Нацистской Германии?) делаешь - и переходи на здоровье. Что за чудо-паспорт такой? Эта странность отчасти разъясняется, если допустить, что в Острове орудует не иностранная (западногерманская?) разведка, а, допустим, бывшие эсесовцы из организации ODESSA (опять Одесса!) . А что? Остался бывший эсесовец, скажем, не успевший выйти из Курляндского котла, сообщил, что есть в городе не вывезенный архив. И вот теперь экс-бойцы невидимого фронта пытаются через свои каналы его эвакуировать, скажем, в Аргентину. Тут может пригодиться даже старый имперский паспорт, чтоб выдать посредникам-помощникам вывозимого из СССР маньяка с архивом за занесенного в Страну Советов немца, которому надо помогать. Правда, всё это мои догадки. В сериале фокус с чудо-паспортом не разъяснен.
Tags: Кинокритикую
Subscribe

  • Вильнюс русский

    Прежде, чем начать очередную серию о столице Литвы, поздравляю всех празднующих с праздником. Христос воскрес! Конечно, литовцы тоже празднуют…

  • Проникновенье наше по планете

    Литовский сериал Rezidentai Перевод (гугл-переводчиком) статьи о нем от тети Викки. В больница падает, четыре только что закончили медицинские…

  • Вильнюс польский

    Вильнюс относится к тем многочисленным столицам Восточной Европы, которые за прошедшие сто лет полностью поменяли своих хозяев. В начале прошлого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments